Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого. На этом принципе, каким бы жестким он ни был, основаны все социальные отношения. Все хотят получить всё, но всех много, а всего – мало; анекдотичная формулировка, но самая точная. Ресурс ограничен, и не важно, что имеется в виду – нефть, газ, электроэнергия, жизненное пространство... всего этого богатства не хватает на всех жителей Земли в равной мере.

Если сузить понимание до уровня интернета, то возникает внутренне противоречие. Интернет безграничен на первый взгляд. При всей кажущейся бесконечности всемирной сети, ее ресурсы жестко ограничены. Понимание можно сузить еще больше – до первых десяти мест выдачи поисковых систем, которые дают большую часть поискового трафика. Мест мало, а сайтов, претендующих на эти высокие позиции, может быть тысячи. Следовательно, топ выдачи (первые десятки мест, дающие трафик и, как следствие, приносящие прибыль) можно рассматривать как возобновляемый, но очень дорогой и редкий ресурс.

Добыча ресурса, объем которого ограничен, неизбежно связана с ущемлением чьих-то прав. Нет, я не пытаюсь оправдать эксплуатацию человека человеком; просто это является историческим фактом. Если оценивать его без учета моральных факторов, то никуда от этого не денешься – 10% людей имеют доступ к 90% ресурсов. Остальные либо довольствуются малым, либо покупают эти самые ресурсы за большие деньги у меньшинства, которое, как следствие, все больше и больше богатеет.

В интернете все точно так же. Попав на первые места в топах с высокой конкуренцией, владелец проекта получает большую прибыль, большую часть которой он вкладывает в продвижение, вследствие чего он все сильнее и сильнее закрепляется на вершине. Свергнуть его оттуда честными методами крайне сложно, особенно при условии жестких ограничений бюджета.

Цель статьи – не научить читателя обманывать других и выезжать в топ за счет ущемления прав конкурентов. Цель, скорее, информационная – ознакомить, проинформировать, предостеречь. Черными методами пользуются многие, но многие же и не подозревают, что все эти методы можно использовать против них самих. Статья рассчитана на тех, кто не собирается их использовать, но кто готов противостоять подобным мерам со стороны соперников.

Определение понятий

Черное СЕО можно охарактеризовать как продвижение, которое осуществляется в ущерб другим. Под "другими" подразумеваются как конкуренты-оптимизаторы, так и поисковые системы. Чистое, "белое" СЕО, вопреки утверждениям многих оптимизаторов, не мешает поисковым системам, а, наоборот, помогает сформировать более релевантную выдачу.

Есть методы, которые считаются черными, но, по большому счету, они не особо кому-то вредят. Есть же довольно жесткие и напрямую незаконные способы, связанные со взломом... Впрочем, не бывает "серого" СЕО – обманув хоть раз, вы ступили на темную сторону, и вернуться оттуда будет крайне сложно. И не надо обманывать самого себя.

Итак, среди основных методов черного продвижения можно выделить следующие; сортировка произвольная.
- создание дорвеев. Дорвей – страница или большой сайт, не несущие особой смысловой нагрузки и сделанные с единственной целью – быстро попасть на верхние места поисковой выдачи и перенаправить пользователя на другой сайт, уже сделанный "для людей". Перенаправление бывает автоматическим, а бывает и просто путем размещения большого количества рекламных ссылок или баннеров.
- использование скрытого текста, в том числе ссылок, на своих сайтах. Не вредит никому, эффективность низкая, большая вероятность санкций от поисковых систем.
- использование скрытых ссылок на чужих сайтах. Очень "черный" метод, связанный с получением несанкционированного доступа к чужим сайтам. Это может быть непосредственный взлом, использование уязвимостей на сайте и т. п. Эффективность высокая, законность крайне низкая.
- ссылочный спам. Массовые "прогоны" сайтов по профилям, блогам и т. п. – звучит красиво, а на самом деле это банальный спам. На многих популярных форумах и порталах 90% профилей пользователей были зарегистрированы исключительно с целью проставить свою рекламную ссылку.
- поисковый спам на собственном сайте. Избыточная плотность ключевых слов и фраз, переизбыток тегов и т. п. Эффективность этих методов сейчас низкая, и, опять же, высокая вероятность попадания под фильтры.
- клоакинг. Клоакинг – выдача разного кода посетителям сайта и роботам поисковых систем. У многих тут возникает непонимание; надо понимать, что поисковые системы видят код страницы. Если код одинаковый, то нет клоакинга, даже если визуально людям и поисковикам отдаются разные страницы. Клоакинг жестко карается поисковиками.
- свопинг. Замена страницы "для людей", которая находится в топе по конкурентному запросу, на дорвейную страницу с переадресацией на другой сайт, приносящий большие деньги. Страницы такие, естественно, быстро банят.
- подмена выдачи. На компьютер пользователя устанавливается троян, который, вместо стандартной поисковой выдачи, выдает на первых местах нужные его хозяину сайты.

Часто сателлиты и сети сателлитов рассматривают как метод черного продвижения. На самом деле это не так, ведь это никому не мешает – сателлиты обычно не попадают в топы, посещаемость их минимальная. По сути, метод мало чем отличается от покупки мест под статьи, только места находятся на собственных же сайтах.

Дорвеи

Самый популярный и, пожалуй, самый эффективный черный метод продвижения. Дорвей в узком понимании этого термина – это переоптимизированная страница, созданная для быстрого продвижения в топы поисковых систем и перенаправляющая посетителя на продвигаемый сайт. В широком смысле дорвеем можно назвать любой сайт, главная цель которого не непосредственное предоставление полезной информации, а то же перенаправление на другой ресурс, только не автоматическое, а через обильное количество рекламы.

Трафик можно пересылать как на сайт, который продвигается, так и непосредственно на партнерские программы. При правильном подходе дорвейный трафик может быть очень качественным, целевым и, как следствие, его конверсия (заработок) будет высокой.

Главной ошибкой начинающих дорвеестроителей является размещение дорвеев на страницах своего же сайта, используя, например, невидимый текст или скрытые ссылки. Это неизбежно приводит к бану всего ресурса, в то время как за доры, размещенные на сторонних доменах, к санкциям не приводят.

Фиды, биды и PPC

Топ – не резиновый. Реальный трафик приносят первые несколько мест, ну пусть 20. Остальные, по большому счету, балласт. Как следствие, многие сайты вынуждены восполнять недостаток поискового трафика, покупая его у сторонних контор. Но им его тоже надо откуда-то брать, да еще и зарабатывать на перепродаже.

PPC (Pay-Per-Click) – своего рода псевдопоисковая система, места в выдаче которой распределяются в соответствии с оплаченными вебмастерами деньгами. А люди (в том числе дорвейщики), которые перенаправляют на эту выдачу (фид) трафик, получают процент от прибыли системы.

Стоимость запроса и, как следствие, заработок вебмастера, может быть очень разной, зависит от того, насколько запрос коммерческий, от конкуренции и т. п. Эта цена может быть от 1 цента до нескольких долларов за клик и называется она бид. Задача дорвейщика – найти выгодные биды и направить на эти фиды трафик из поисковых систем.

Схема простая – человек вводит в поисковую систему запрос, попадает на дорвей, откуда (либо автоматически, либо кликнув на рекламу) перенаправляется на фид по данному ключевому слову, из него уже попадает на сайт с искомой информацией. Несмотря на несколько стадий, схема очень эффективна.

Нужно поначалу найти компромисс между популярностью запроса и затратами на продвижение дорвеев по данной ключевой фразе. Самые прибыльные тематики, если брать зарубежный трафик – это финансы (банки, страхование, кредиты, налоги), юриспруденция (адвокаты), автомобили (покупка-продажа, аренда), отпуск и путешествия ну, и, конечно, медицина (виагра, антидепрессанты). В одной из программ, оценивающих частоту употребления ключевых слов, выбираем несколько среднечастотных запросов. Это не означает, что и конкуренция у них "средняя" - многие из них могут быть очень сложными для продвижения.

Конкуренцию в самом первом и вполне достаточном для начала приближении можно смотреть прямо в поисковой системе (Google, MSN и т. п.)– там будет указано количество страниц. Не стоит сразу браться за те запросы, по которым выдаются миллионы результатов. Начать можно с многословных коммерческих запросов с невысокой конкуренцией.

Собственно дорвеи можно делать вручную, но лучше все же использовать автоматические генераторы (доргены). Нет смысла рекомендовать какую-то конкретную программу – их очень много и постоянно появляются новые. Доргены бывают десктопными и серверными.

Самый экономный способ размещения дорвеев – бесплатные хостинги. Дорвеи с них будут регулярно удаляться, но со временем можно найти хостинги с плохой модерацией. Также нужно обращать внимание на ограничение по трафику – обидно будет, если он закончится в самый интересный момент. Следует проверить индексацию сайтов на данном хостинге в гугле – многие подобные "сайтопомойки" банятся целиком, точнее, поддомены, на которых они размещают клиентские сайты. Это же касается и различных бесплатных доменных зон или псевдозон типа co.cc; многие из них находятся под фильтрами и сайты на них не индексируются.

Дорвей нужно продвинуть. Как говорится, одно черное деяние влечет за собой другое. Никто доры не продвигает честными методами; доры активно спамят всеми возможными способами. Например, программой XRumer. Несмотря на заявления некоторых, что, мол, это лишь отличный инструмент, в 99% случаев Хрумер используется именно для спама – форумы, гостевые книги, доски объявлений, комментарии и т. п. При таком продвижении дор может влететь в топ гугла чуть ли не за часы. Жизнь его там может быть недолгой, но за несколько часов присутствия на вершине выдачи по популярному запросу он может принести много денег. И так далее. У Хрумера есть, правда, недостаток – это высокая цена (более 500 долларов).

Есть специальные парсеры гостевых книг и сайтов для спама, есть спамилки – в общем, куча программ на любой вкус, десктопные и серверные, платные и бесплатные.

Клоакинг

Клоакинг – выдача различного кода посетителям-людям и поисковым роботам. Роботам выдаются переоптимизированные страницы для быстрейшего продвижения, а люди получают самые обычные информационные или продающие страницы сайта.

Надо помнить, что различается именно выдача кода, а не контента, визуального оформления и т. п.; все это можно менять в рамках одной и той же страницы. Если всем выдается один и тот же код, то это не является клоакингом.

Часто клоакинг используется для вполне законных целей – например, для географического таргетинга, то есть, выдачи разных страниц людям из разных регионов. Также можно поисковым роботам отдавать статические html-страницы, а реальным посетителям – красивый дизайн на flash. Посетителей можно разделять по айпи-адресам, заголовкам User-Agent, HTTP_REFERRER и т. п. Существуют базы айпи поисковых роботов, а также географические базы.

Также есть разновидность клоакинга, когда посетителей, пришедших с определенных адресов (например, с поиска) перенаправляют на совершенно другой сайт; при этом посетители, набравшие адрес вручную, остаются на этом же ресурсе.

Часто бывают случаи, и это вполне белый метод, когда содержимое страниц, показываемых пользователю, зависит от него прошлого поведения в интернете вообще и на данном сайте в частности; то есть, сайт читает куки и в зависимости от этого формирует предложение, этим пользуются многие интернет-магазины.