У вас есть собственный сайт? Вы днями и ночами работаете над ним, оптимизируете, наполняете, холите и лелеете? Вы постоянно обновляете счетчик посещений вашего ресурса и радуетесь каждому новому посетителю? Если все перечисленное верно, то вы, наверное, не раз задавали себе вопрос: «А все ли я делаю верно?». Любой владелец качественного, сделанного для людей web -ресурса, рано или поздно задумывается о целесообразности аудита сайта, и о возможности сделать его самостоятельно и бесплатно.
Существует довольно много контор, которые за определенную плату рады будут сделать аудит вашего web- ресурса и указать на все допущенные вами ошибки. Любая фирма, специализирующаяся на создании и продвижении сайтов, предлагает подобную услугу, но часто стоимость ее непомерно высока. В рамках своих должностных обязанностей мне приходится довольно часто сталкиваться с подобными аудитами, поэтому в этой статье я бы хотел подробнее рассказать об этой услуге.

Прежде чем заказать аудит сайта у «профессионалов», задумайтесь, а не проще ли и дешевле будет сделать его самостоятельно. Зачастую люди, нуждающиеся в аудите своего сайта, уверены, что вместе с отчетом получат «секретные» рекомендации, которые в мгновение ока выведут сайт в ТОП и увеличат конверсию на 1000%. Но в основном это не так. В большинстве своем аудит сайта предоставляется в виде отчета, которым является шаблонный документ, такой себе чек лист. В нем указаны все ошибки на сайте и рекомендации по их устранению. Никакой «секретной» информации в этом документе нет, и всю ее вполне возможно получить самостоятельно.

Итак, в этой статье я хочу описать внутренний аудит сайта, который включает в себя три анализа:
* технический;
* поисковой;
* юзабилити.

Основной целью технического аудита сайта является выявление программных недоработок, настроек сервера и ошибок в верстке сайта. Отчет по техническому аудиту содержит в себе следующие пункты:
1. Анализ HTTP-заголовка (в этом нам прекрасно помогает CY-PR на странице http://www.cy-pr.com/tools/header/ ). Особое внимание стоит обратить на код статуса заголовка (желательно, чтобы это был «200 OK»), параметры Expires и Last-modified, (они должны содержать даты «посвежее») и кодировку сервера (она должна совпадать с кодировкой страниц).
2. Анализ хостинга (об этом на CY-PRе вообще целый раздел http://www.cy-pr.com/hosting/ , поэтому углубляться не буду).
3. Валидность страниц проверяется стандартно через W3C или опять-таки CY-PR в помощь.

4. Кроссбраузерность. Проверяют, корректно ли отображается дизайн сайта в разных версиях браузеров. Зачастую к отчету прилагают скриншоты проверяемого сайта в этих самых браузерах. Не вижу особой сложности проделать эту процедуру самостоятельно. Очень удобно пользоваться вот этим сервисом http://browsershots.org/ .
5. Скорость загрузки сайта и размер страницы. Оптимально чтобы сайт загружался не более 5-ти секунд, а размер кода не превышал 200кб. Правильно настроить сайт нам поможет сам гугл ( https://developers.google.com/speed/pagespeed/insights ).
6. Основное зеркало сайта. Проверяют, настроен ли 301 редирект, или другой способ: указать поисковым роботам на основное зеркало сайта.
7. Дубли страниц на сайте, которые в основном генерирует CMS сайта необходимо устранить, переадресовать с помощью редиректа либо закрыть от индексации.
8. Файл robots.txt. Анализируют на предмет, закрыты ли все технические страницы сайта и доступны ли необходимые для пользователя. В любом кабинете вебмастера ( http://www.google.com.ua/intl/ru/webmasters/ или http://webmaster.yandex.ru ) можно анализировать свой robots.txt и проверять, какие страницы сайта закрыты от индексации.
9. Не забываем про карту сайта в форматах sitemap.xml и sitemap.html. И снова нам помогает CY-PR ( http://www.cy-pr.com/tools/sitemap/ ).
10. Несуществующие страницы на сайте должны выдавать 404 ошибку, настроенную под дизайн сайта.
11. Пользователи и поисковые роботы должны видеть одинаковый контент.

Пожалуй, это все основные пункты чек листа, которые касаются технического аудита сайта.

Следующий вид анализа - это поисковой или как его еще называют SEO-аудит сайта. Итак, по пунктам:
1. Настраиваем ЧПУ. Адреса страниц должны быть короткими, написаны транслитом, по возможности включать ключевые слова, отображать структуру сайта и не содержать служебных операторов и прочей ерунды.
2. Структура сайта должна быть интуитивно понятной. Тут все зависит от тематики вашего web-ресурса, поэтому предлагаю, как вариант, посмотреть, как организовали контент на своих сайтах ваши конкуренты из ТОПа.
3. Title страниц должен быть уникальным, содержать ключевые слова и быть не длиннее 70 символов ( http://www.google.com.ua/intl/ru/webmasters/ отлично указывает нам на неуникальные title, description и keywords).

4.Description и keywords так же, как и Title, проверяют на уникальность и релевантность основному контенту. Рекомендуемая длина description составляет 130 символов. С помощью CY-PRа генерируем все необходимые мета теги http://www.cy-pr.com/tools/metatags/ .
5.Желательно использовать микроразметку данных.
6.Анализируем семантическое ядро сайта – проверяем релевантность текста и вообще определяем, правильно ли мы выбрали ключевые слова для конкретной страницы. Идем в вордстат и смотрим, что и как часто ищут наши пользователи.
7.Одна страница должна содержать один заголовок H1, включающий основные продвигаемые ключевые фразы.
8.Уникальность статей на сайте должна быть не ниже 90%.
9.Текст на сайте просто обязан быть красиво и читабельно отформатирован. Контент должен содержать изображения, видео, заголовки H2-H6, списки, ссылки, абзацы.
10.Оптимальная плотность вхождения ключевых слов для каждой тематики своя. Определить ее нам снова помогут конкуренты из ТОПа и CY-PR ( http://www.cy-pr.com/tools/analyzer/ ). Анализируем контент конкурентов и оптимизируем свой. Обязательно убираем или закрываем в <noindex> дублируемый контент.
11.Проверяем сайт на невидимый текст и скрытые ссылки. Этим часто грешат создатели шаблонов сайтов для популярных CMS. Нажимаем CTRL+U и визуально ищем все, что может показаться вам подозрительным.
12.Все картинки на сайте должны содержать ключевые слова с атрибутом alt.
13.Стараемся организовать контент сайта таким образом, чтобы на нем не было больших сквозных блоков (меню, баннеры, т.е. все, что повторяется на каждой странице), которые превышают объем основного контента.
14.Не забываем перелинковывать наши статьи, т.к. одна лишь перелинковка может поднять наш сайт по НЧ запросам и принести существенный трафик из поисковых систем. Не допускаем битых ссылок.
15.Используйте модуль хлебные крошки для удобной навигации пользователей и для дополнительной перелинковки.
16.Устанавливаем на сайт системы аналитики посещаемости и регистрируем сайт в популярных сервисах для вебмастеров. Так мы сможет моментально отслеживать все ошибки по индексации сайта и мгновенно на них реагировать.

На этом основные пункты SEO аудита сайта заканчиваются. Если какой-то пункт упустил, добавляйте в комментариях.

Завершающим является юзабилити (usability) аудита сайта, цель которого - оценить удобство пользования ресурсом и его способность подольше удержать пользователя.

Тут иногда доходит до абсурда. Возникают ситуации, когда заказывая юзабилити аудит в разных организациях, они могут отстаивать совершенно разные мнения. Был случай, когда после одного из таких анализов и устранения по нему ошибок, сайт отдали на контрольный аудит другой организации, и та нашла еще ряд недочетов, связанных с первым анализом. Не стоит доходить до маразма. Важно трезво оценивать качество своего сайта. Как же это сделать?

Самое главное - следить за конверсией, т.е. проводить эксперименты и наблюдать, в каком случае конверсия была выше. Яндекс Метрика, например, предлагает нам уникальный инструмент «Вебвизор», с помощью которого можно оценить и даже понаблюдать за поведением пользователя на сайте.

Важно следить за уровнем отказов на сайте, глубиной просмотра, временем, проведенным пользователями на сайте, точками входа и выхода посетителей. Проводя эксперименты, наблюдайте за всеми этими показателями и находите слабые места сайта.

Также можно провести анализ юзабилити сайта самостоятельно следующим образом. Пригласите пятеро людей из вашей целевой аудитории. Поочередно заводите их в комнату, где находится компьютер, и предлагайте им выполнить на вашем сайте определенное действие, например: купить мобильный телефон с доставкой по Москве или найти на сайте ряд публикаций. Записывайте поведение пользователей на вашем сайте и позже делайте выводы о том, что именно ввело в заблуждение ваших друзей. Важно, чтобы на время тестирования в комнате были только вы, испытуемый и компьютер. Другие тестеры не должны видеть сайт непосредственно до начала задания. Во время выполнения задания попросите тестеров комментировать свои действия, и все за ними записывайте.

Вот некоторые рекомендации, чего не должно быть на сайте:
1. Музыки при загрузке сайта.
2. Медленной загрузки страниц.
3. Рекламы в избытке.
4. Запутанной навигации.
5. Опечаток.
6. Экзотических нечитабельных шрифтов.
7. Проблем с версткой и кроссбраузерностью.
8. Излишней броскости и яркости.
9. Флэш элементов.
10. Фреймов.

Вот такой получился краткий обзор обширной темы аудита сайта. Как видите, сделать бесплатный аудит сайта вполне возможно, и ничего особенно сложного в этом нет. Самостоятельный аудит сайта не только сэкономит вам много денег, но и даст огромный опыт в этой сфере. А магических рецептов вам никакой аудит не даст, что бы вам ни обещали. Единственное, что может дать эффект, это аналитика и анализ. Все инструменты для этого бесплатны и большая часть из них есть в разделе http://www.cy-pr.com/tools/ . Если я что-то упустил, дополняйте статью комментариями и делитесь опытом.